В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным.
   Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей(не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно- эстетической среды, постоянно расширяющееся воспитательное пространство.
Так что же такое воспитательная система школы?
   Воспитательная система школы-сложное психолого- социо- педагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое.
   Эта система открытая: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но осваивая его, сама становится мощным средством социализации.
   Воспитательная система школы имеет сложную структуру, она состоит из компонентов, скреплённых связями. Соединение частей системы в единое целое и обеспечивает её управленческим блоком.
   Воспитательная система нашей школы, как и любые другие системы имеют сложную структуру.
   Её компоненты:
   1.Цели (или совокупность идей, для реализации которых она создаётся).
   2.Деятельность, которая обеспечивает её реализацию.
   3.Субъект деятельности, её организующий и в ней участвующий.
   4.Отношения, рождающиеся в деятельности и общении.
   5.Среда системы, которую осваивает субъект.
   6.Управление, оно обеспечивает интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
   Моделируя воспитательную систему школы, важно выбрать главное: что будет определять её лицо. Таким главным для нас является ребёнок, это значит, что гуманистическая система школы №9 основана на личностно ориентированном подходе, когда в центре внимания педагога стоит ребёнок, неповторимый, уникальный по-своему.
   Каждый ребёнок как личность имеет свои задачи, свою жизненную
программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация. Школа помогает ученику решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности: утвердиться в руководитель
   1.Сфере познания-это учёба, информация, знания.
   2.Сфере практической деятельности- это труд, умения, навыки.
   3.Сфере игры-это реализация потребностей общения, развития фантазии, развлечений.
   4.Сфере физического развития-это реализация физических возможностей.
   5.Сфере отношений-это познание себя, людей, взаимодействие с ними.
   Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребёнка-это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
Из всех многообразных функций системы прежде всего срабатывает интегрирующая, которая обеспечивает эффект соединения людей по интересам, деятельности, ориентирам.
   Например, школа в первой половине дня работает как учебное учреждение, а после уроков в ней одновременно функционируют многочисленные кружки, спортивные секции, приглашающие школьников удовлетворить свои интересы и потребности в спорте, в музыке, театральном деле. Во второй половине дня продолжают работать школьный музей, библиотека, компьютерный класс, секция шахматистов «Белая ладья»,
театральный кружок.
   Эти кружки и спортивные секции не просто повторяют работу кружков, но каждый из них развивает определённое направление в школьной системе.
   Для нашей школы характерен цикл школьных ключевых дел, проводимых по методике коллективной творческой деятельности или коммунарской методике-КТД.
   Данная методика предполагает широкое участие всего школьного населения в выборе, разработке, проведении и анализе главных дел года. В результате такого подхода эти ключевые дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми. В ключевых делах участвуют все ученики, все учителя, многие родители. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. Рамки общешкольного творческого дела достаточно свободны, они не только позволяют учитывать возраст участников, но и стимулируют инициативу, многовариативность самовыражения класса и отдельного ученика. Примером могут послужить День Учителя, День Матери, Мамин день - 8 Марта, традиционно проводимые в школе по методике КТД.
   Яркие события школьной жизни, подготовленные и проведённые большинством детей, как правило, содержат в себе ценности, нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства. Воспитание по методике Иванова позволяет перевести ценности системы в личные ценности каждого из её участников.
Важное преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнивать, сопоставлять -это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки. Отсутствие официального соревнования, баллов, мест снижает напряжение конкуренции.
И, наконец, ещё о важном.
   Сегодня в школе отсутствует пионерская и комсомольская организации и многие педагоги растерялись: исчез тот актив учащихся, который худо ли, бедно ли соединял школу. Теперь многие школы потеряли свойство целостности: разные по типам классы, разные программы, разные образовательные услуги, социальное расслоение семей и школьников-всё это затрудняет объединение детей и взрослых.
   В других школах наблюдаются две крайности: или полное отсутствие ученических органов, или введение новых структур, копирующих черты современной политической жизни. В школах стали возникать правительства, президенты, думы, референдумы… Одним словом, идёт перенос управленческих структур и процессов взрослой жизни на мир детства. Как вариант деловой игры это допустимо, но реальные самоуправленческие процессы школы на этом построить вряд ли можно.
Поэтому проведение КТД – это верный путь участия, соединения и поддержания школьной общности, страхующей её от развала. Многие уже поняли это и сохранили школьный союз детей и взрослых через КТД и функционирование кружков , спортивных секций.
   КТД нравится и нашим самоуправленцам, не случайно активность участия детей в мероприятиях не снижается год от года, а повышается.
Самыми активными сомоуправленцами при проведении КТД нашей школы являются Скоробогатова Ольга, Бакулева Валерия, Сосновских Лиза, Минигуллов Саша, Царёва Анна, Малышев Евгений, Головкин Максим, Нечай Оксана, Неустроева Анастасия, Махаева Людмила, Сухорукова Любовь, Яковлев Стас, Сотников Евгений…
Их имена у каждого учителя на слуху. О них будет помнить школа всегда.
   Многие самоуправленцы посещали школу « Лидер»,например, Гениатуллина Евгения, Коморникова Анастасия, Свитеньков Саша, Мещерякова Анастасия, Фадеева Мария, Скоробогатова Ольга, Радевич Саша, Балдина Татьяна, Сосова Юля.
   В 2007-2008 учебном году в школе создана Школьная республика учащихся. В феврале месяце прошли Выборы Президента. Для работы сформирована Школьная Дума. Работают 6 Министерств: образования, труда, правопорядка, печати и радио, культуры, здоровья и спорта.
   В августе 2008г. на территории оздоровительного комплекса «Гагаринский» г.Первоуральска, проходил Областной Форум социально-политических проектов. Его делегатами были Сосова Юля, Ежеленко Ксения, Фадеева Мария.
   В сентябре 2008г. проводилась учеба актива школьного самоуправления детских и молодежных общественных организаций «Уральские зори».Ее посетили Артюшкевич Катерина и Фадеева Мария.
   Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на учеников, и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности, которые предоставляет посёлок. Для этого необходимо развитие учреждений дополнительного образования. Их в посёлке достаточное количество: кинотеатр « Родина», ЦВР, ДДТ, Детская поселковая библиотека, ДЮСШ, музыкальная школа…
Развитие учащихся в системе дополнительного образования идёт по трём уровням:
   Первый уровень предполагает широкий набор видов деятельности для всех учащихся и является обязательным.
   Второй уровень- занятия по интересам, по выбору. Обязательно лишь общее количество видов занятий, а выбор за учениками. Этот уровень для учащихся 5-9 классов.
Третий уровень- это занятия на профессиональной основе с теми, кто нашёл своё призвание в конкретном виде деятельности.
   На сегодняшний день наши учащиеся занимаются в кружках спортивно- оздоровительного, туристско- краеведческого, художественно- эстетического, военно- патриотического и других направлений. Кружки открыты с учётом интересов и потребностей учащихся, изучение которых проведено через анкетирование..Напримкр, оригами, живой уголок, бисероплетение, рукопашный бой, теннис, клуб «Здравушка», клуб « Облик».
   При школе №9 работают спортивные секции лыжная, лёгкая атлетика, волейбол; кружки « Мир информатики», ансамбль « Девчата».
   Учебный год начинается с проведения Недели открытых дверей для учащихся, педагогов школы, родителей-все активно посещают учреждения дополнительного образования с целью записи в кружки.
   Педагогический коллектив школы и учреждения дополнительного образования обсуждают план работы на год, знакомятся с новыми формами работы с детьми, с новыми программами на совместном МО классных руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования.
   Первая радиопередача « Мир твоих увлечений» рассказывает о работе кружков в УДО.
   В 2005- 2006 учебном году проведён совместный педсовет на базе ЦВР на тему «Дополнительное образование как условие социализации детей и подростков»
Не менее важным направлением является работа с детьми- инвалидами, которые принимают участие в работе выставок декоративно- прикладного искусства « Зимушка- зима», «Я – на новогоднем карнавале», в конкурсе «Город мастеров»…Главное в работе с такими детьми максимальное включение их в жизнь общества, преодоление изолированности и замкнутости.
   Наличие в школе воспитательной системы создаёт особую ситуацию развития школьного класса. Прежде всего она предполагает включённость в систему каждого класса в качестве её компонента. Это значит, что цели, реализуемые в классе, деятельность, характер отношений в нём, должны грамотно сочетаться с педагогическими характеристиками системы; класс должен быть первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохранять свою индивидуальность.
Школьная воспитательная система обретает устойчивость и стабильность, если каждый класс становится её компонентом.
Система строится таким образом, чтобы каждый класс мог участвовать в жизни общешкольного коллектива. При этом классу предлагается определённый набор видов деятельности, но не диктуются их содержание и формы организации.
   Воспитательная система помогает классу в установлении, как внутренних связей с другими классами, кружками, спортивными секциями и прочими объединениями учащихся и педагогов в школе, так и внешних: с детским домом творчества, центром внешкольной работы, ДЮСШ, кинотеатром, поселковой библиотекой и. т. п. Тем самым, расширяется объём деятельности класса, поле взаимоотношений на межличностном и групповом уровнях. Это не только обогащает жизнь детей, но и ставит класс в ситуацию соотнесения, заставляет его действовать как единую общность, как коллектив.
   По мере развития воспитательной системы всё большее значение придаётся выращиванию индивидуального облика каждого класса. Это происходит вследствие того, что класс, освоив всё то, что ему предлагала система (многообразие деятельности, ценностные ориентации, характер отношений, нормы поведения) и, воспроизведя это в том или ином объёме, выходит на новую качественную ступень развития и способен даже обогнать школьную систему.
   Основными формами воспитательной работы в классе являются классные часы, служащие:
   *для организации коллективной жизнедеятельности и социализации личности;
   *для коррекции поведения;
   *для формирования нравственной позиции и гражданских мотивов.
   Организация всей воспитательной работы осуществляется классными руководителями, деятельность которых координирует и направляет заместитель директора по воспитательной работе. Он же обеспечивает концептуальное и методическое содержание внеклассной работы. Перечень функциональных обязанностей классного руководителя включает в себя глубокое знакомство с особенностями личности каждого ученика, представлении о зонах его ближайшего развития, знание семейной ситуации, анализ учебной деятельности, своевременную корректировку личности, создания сплочённого классного коллектива, проведение традиционных и нетрадиционных мероприятий, организацию экскурсионной работы, планирование работы на год.
  
Значительное место в воспитательной работе класса занимает школьный музей, где собран краеведческий материал по истории школы за 40 лет её существования. В музее поводятся классные часы, встречи с интересными людьми, экскурсии, заочные путешествия и многое другое.
   Можно сделать вывод, что воспитательная система по отношению к классу выполняет целый ряд функций: гуманизации, развития, координации и защиты. Реализация функций через цели системы: через включение общешкольной деятельности, через расширение и координацию внутренних и внешних связей класса, через стимулирование положительных характеристик.
Классы- лидеры с высоким уровнем развития коллектива создают образцы, ориентиры поведения, деятельности, отношений.
   К классам- лидерам по степени участия в общешкольных делах можно отнести:
1б, 2б,3а, 3б,4а, 4б,5б, 6в,7а,7б,9б,10а,11а.
   Эти 13 классов из 21, что составляет 62%. Из 65 мероприятий, проводимых за год,
   классы- лидеры принимают участие от 18 до 29 мероприятий. Самые популярные мероприятия среди школьников: турслёт, акция « Милосердия», конкурсы « Новогодняя игрушка», «Цветы для мамы», экологический фестиваль «Зелёная волна», «День Матери»,
   « Юная модница», «Праздник Знаний» и, конечно, спортивные мероприятия все без исключения.
   Большое значение в воспитании детей имеют мероприятия, которые можно назвать традиционными в школе:
   День Знаний, Осенний бал, Праздник Букваря, День Учителя, Праздник Мам, НПК, Последний Звонок, Выпускной вечер, предметные месячники, операции «Рука помощи», «Пожарам- нет!», «Безопасное колесо».
   Школа №9 является активным участником фестиваля « Юные интеллектуалы Среднего Урала» на региональном и областном уровнях.
   Лицо школы определяют старшеклассники. Именно их деятельность и характер отношений создают ориентиры для остальных классов, они являются помощниками педагогов, а часто и сами способны организовать внеурочные дела. Именно они составляют предмет гордости педагогов, школы: учащиеся 8-11 классов проявили себя в олимпиадах по предметам. Среди интеллектуалов есть суперинтеллектуалы, которые занимают из года в год призовые места по 2, 3, 4 предметам.
   Вот их имена: Шишков Евгений, Доможирова Евгения, Фадеева Мария, Тельтевский Влад. Побед у старшеклассников было много на уровне города и в массовых мероприятиях. Например, в конкурсах « Белая ладья», «Цветы для мамы», в КВНе «Как прекрасен этот мир!», «Овеянные славою флаг наш и герб!», в акции «За здоровый образ жизни». Особенно школа успешна в спорте. Спорт обеспечивает нашим ученикам физическое развитие и сохранение здоровья, профилактику простудных заболеваний.
   Пребывание ребёнка в школе и связанные с этим процессы обучения, общения, трудовой деятельности требуют от него продолжения разного рода сложных ситуаций, затруднений. Они вызваны, с одной стороны, необходимостью адаптироваться к условиям школьной жизни, с другой- потребностью сохранить свою индивидуальность.
   Педагогическая система в нашей школе, ориентированная на ребёнка, состоит в том, чтобы найти средства и способы, позволяющие ребёнку раскрыть свой личностный потенциал, а для этого классным руководителям надо понять его проблемы.
   Для этого применяется идея известных педагогов и психологов, основанная на защите интересов ребёнка, которая называется педагогическая поддержка, о которой писали К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, И. П. Иванов, Ш. А. Амонашвили, А. В. Мудрик, О. С. Газман, которая ставит цель- развитие уникальности.
   Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию оперативной, квалифицированной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
   Вовремя полученная поддержка освобождает ребёнка от множества нерешённых проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а
значит, полноценно жить и учиться.
   Для педагогической поддержки актуальны вопросы
подростка: «Каким быть именно мне?», «Кем быть?», «Как жить?», «Как построить свойственный ему индивидуальный образ жизни?».
   В деятельности каждого педагога есть своя специфика: учитель-предметник помогает учащимся решать проблемы, связанные с освоением учебной деятельности; классный руководитель – помощник в организации жизни личности в коллективе, построения межличностных отношений. Психолог имеет дело больше с проблемами внутриличностных конфликтов, индивидуальных затруднений в сфере отношений. Социальный педагог включается в проблемы, возникающие в социальном окружении ребёнка(семья, друзья, детские общества). Решить проблемы ученика, учеников можно сообща, объединив общие усилия, тогда это будут педконсилиумы.
   В нашей школе проведение педконсилиумов имеет место, когда команда единомышленников в составе директора школы, его заместителей, психолога, социального педагога и классных руководителей решают проблемы класса и отдельных учеников. Однако, педконсилиумы, как форма работы, используется классными руководителями редко.
   В настоящее время компьютер присутствует, как в системе обучения, так и в системе воспитания, т. к. пользование компьютеров в обучении влияет на развитие личности. А ещё серьёзная работа с компьютером развивает рефлексию.
   Возможности компьютера являются на сегодняшний день основным личностно- развивающим фактором в работе, которую принято считать воспитательной. Например, в нашей школе это внеклассная (кружковая) работа, дополняемая занятием. Дети сюда приходят заинтересованные, да и педагог не скован жёсткими рамками госстандартов, поэтому воспитательный эффект здесь гораздо сильнее. Кружок называется «Мир информатики», руководитель Гатауллина Р. М. Кружок посещают 45 детей из 2-6 классов.
   Какие же положительные воздействия компьютера на развитие личности ребёнка в системе воспитания наблюдаются?
   В системе воспитания компьютер используют как информационное устройство, а значит. он развивает воспитательную систему школы. Второе, процесс создания банка данных- это перспективное направление в области использования компьютеров в воспитании.
   Таким образом, компьютер, как волшебная палочка, позволяет школьнику получить результаты труда, внешне мало отличающиеся от профессиональных. Тем самым сближается мир ребёнка и современный мир взрослых.
   Третье, многие педагоги, при обработке информации о детях, которая помогает проследить за их развитием, выявить трудности, тоже пользуются компьютером. Компьютер позволяет педагогу использовать в своей работе цветовые тесты.
   Компьютер может помнить всю исходящую информацию, собираемую педагогом о каждом ученике, и выдавать её в виде ответов на запросы специалиста, школьника. Возможность ведения диалога с компьютером и делает его качественно новым инструментом в интеллектуальной деятельности человека.
   В школе продумана своя определённая система по привитию культурных навыков учащихся, которая осуществляется через проведение праздников, классных часов, фестиваля «Юные интеллектуалы школы №9»,через кружки, секции, радиопередачи, концерты. Это посещение фильмов, спектаклей, выставок, киноклубов, постоянно действующих выставок книг для ребят разного возраста, уроки культуры учения и культуры поведения.
   Что даёт школе работа по данному направлению?
   1.Образовательное пространство становится более цельным, объединяющим два направления- основное и дополнительное образование. Сближаются также урочная и внеурочная деятельность, процессы обучения, воспитания и развития.
   2.Привитие культурных навыков учащимся связано с включением в жизнь ученического и педагогического коллективов ярких праздников, являющихся эффективными средствами художественно-педагогического воздействия.
   3.Школа стремится к постоянным контактам с музеями, театрами, библиотеками.
   Несмотря на то, что количество детей по школе уменьшилось, а кружки посещаются с тем же рвением и желанием. В школе практикуются коллективные походы в кино, экскурсии в музеи посёлка Буланаш, города Артёмовского, поездки в ТЮЗ, в Синичиху, Мужской монастырь, в Храм на Крови, Ганину Яму, город Невьянск.
В школе важно всё. Ведь воспитательным потенциалом обладают и учебный материал, и манера учителя одеваться, и внешний вид здания. О воспитательном потенциале предметно- пространственной среды надо помнить всегда. Ведь обстановка двора, класса- это то, с чем ребёнок имеет дело ежедневно. Она должна облагораживать мир ребёнка. Эстетические ценности возбуждают воображение, поражают изяществом и чистотой, художественным совершенством, шлифуют чувства и чеканят вкус, делая детей более разборчивыми в выборе условий своей жизни. Предметно- пространственная среда способствует формированию у ребёнка отношения к школе как к «своей».
   В этой связи важно наличие в школе модели обустройства жизненного пространства учащихся. Достаточно, чтобы у педагогического коллектива было чёткое видение внешнего облика школы, и как оно будет работать на воспитание. Но так как финансирование школ таково, какое оно есть, то улучшение облика проходит поэтапно. Всё сказанное касается и нашей школы.
   Начнём со школьного двора. Вокруг школы много зелени, на территории школы есть спортплощадка. Есть в школе зоны активности, где можно кричать, играть
-это коридоры. Для того, чтобы расслабиться, существует зона отдыха: класс, комната психолога. Особый климат школы создаёт цвет, т. к. он имеет сильное воздействие на человека, продумано удачное освещение. Особую роль в эстетике школьной жизни играет внешний вид учителя, внешний облик школьников.
В недавнем прошлом мы отказались от школьной формы, а потом поняли «от какого наследства мы отказались». А ведь форма – это фактор, формирующий чувство гордости за свою школу.
   Вот почему на многих совещаниях учителя не раз поднимали вопрос о возвращении к школьной форме, о проведении конкурса на лучшую модель формы или решить вопрос о форме через родителей. В 2007-2008 учебном году был создан и защищён на уровне школы и района проект « О школьной форме». В конце 2007-2008 года на общешкольном родительском и классных родительских собраниях принято решение «О введении с2008-2009 учебного года школьной формы». Это решение выполнено. Проект реализован.
   Наша школа имеет отличное от других школ оформление, которое работает, а не просто украшает. Оно подчинено воспитательным целям. Среда школы позволяет дружить, существовать миру взрослых и миру детей. Школа за 40 лет своего существования сохранила свою индивидуальность, своё лицо.
Вот таковы воспитательные возможности предметно- пространственной среды школы, но школа занимается обустройством среды на столько, на сколько ей позволяет целевое финансирование.
   В жизни школьных воспитательных систем людей ведёт в дело не приказ, не страх, а яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, т. е. в каждом деле нужен свой лидер. Через лидеров реализуется управленческий механизм. Лидеры улучшают жизнь школы в целом, они влияют на общественную жизнь, участвуют в планировании, прославляют школу в районе и области. Такие лидеры есть, как среди ученического коллектива, так и среди учительского коллектива-это «Самые «классные» классные»: Лазарева И. П., Олькова Е. В, Гизатуллина Е. А., Черных И. С, Голова Л.И., Кочнева Т. В, Шмакова М, П, Юрченко С.В, Ширяева Г, А, Деева Ю.А., Борисова Л. В, Козлова Г. А.
   «Ученики года»- Баженов Саша, Тупович Надя, Култышева Мария, Нечай Оксана, Сосова Юля, Мещерякова Настя, Деева Лиза и многие другие. Лучшие учителя и ученики года определяются в конце каждого учебного года.
Система воспитательной работы.
Педагогический коллектив опирается на современные психолого- педагогические исследования, доказывающие, что успех в профессиональной деятельности прежде всего зависит от развития мотивационной сферы личности, а не от суммы знаний или выработанных умений и навыков. Система воспитания выстраивается на основе интересов и собственного выбора учащихся. Гуманистический характер образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого воспитанника. Основные подходы в организации воспитательного процесса- системный, деятельный и личностно- ориентированный.
Страница обновлена:
Написать на e-mail школы